Новости
13 сентября 2017, 21:05

Александр Ряписов: «Ни о каком зрителе я вообще не думал…»

Приезжий режиссёр об ачинской труппе и своей новой работе в нашем городе

Драматический театр готовится к открытию нового 83-го сезона. Стартует он премьерой спектакля «41-й» по повести Бориса Лавренёва. Режиссёр постановки?–??гость из Нижнего Новгорода Александр Ряписов. На местных подмостках он воплотит в жизнь непростую историю любви белогвардейца Говорухи-Отрока и сироты Марютки, окрылённой революционными идеями «красных». Действие, судя по всему, банальным не будет.

–?Расскажите, что увидит ачинский зритель 14 сентября?

–?Мы с командой придумали сложный, с технической точки зрения, спектакль. Да, он, конечно, будет отличаться от того, что делали ачинские актёры раньше. Я не очень простой язык воплощения предлагаю. Буквально вчера заново пришлось говорить с артистами об этом. Я хочу играть в «условный» театр, в неправдоподобный, если можно так сказать. Труппа же привыкла к достоверности на сцене. Для них?–??это эксперимент, как, собственно, и для меня.

–?Действие будет сильно отличаться от реализма?

–?Вот вы видите: у нас на сцене есть скамейка, мачта и на ней белая тряпка. А вообще действие в повести Лавренёва происходит на небольшом рыбацком острове в Аральском море, зимой. Вот все эти непростые условия актёрам предстоит донести до зрителя силой своего таланта, своей игрой. Ведь очень не просто убедить людей, когда они видят «чистую» сцену, в том, что герои испытывают голод, жажду и так далее.

–?Подобная работа для вас первая?

–?Да.?До этого я не ставил инсценировку. Никогда не работал с прозой. Литература всё-таки отличается от драматургии. Драматурги знают законы сцены и поэтому создают свои произведения в помощь тем, кто будет это воплощать в театре. Здесь же мне пришлось самому писать сценарий. Он получился нелинейным. Историю начал рассказывать с середины, не так как в повести. Я решил сразу погрузить зрителя в основное действие.

–?Вы и какие-то нестандартные технические средства задействуете в постановке?

–?Мы будем использовать два видеопроектора. С их помощью позволим зрителю более тонко прочувствовать ту эпоху, настроение героев, их идейную борьбу.

–?С ачинскими актёрами вам работается комфортно?

–?Нет вообще такого понятия?–??комфортно. Это вечный конфликт. Лезть в шкуру другого человека, образа, это всегда мучительная работа. Становиться другим?–??мука. И здесь у меня незавидная роль, мне приходится этот процесс постоянно катализировать. И любой живой человек, а артисты тоже в каком-то смысле?–??люди (смеётся), сопротивляется давлению извне. Где-то ленятся, не хотят менять себя. Приходится брать кнут. Ну, это не только здесь, это везде так.

–?Используя непростой материал?–??Гражданская война, непростой язык воплощения на сцене, на какой отклик зрителя рассчитываете? Какой реакции ожидаете?

–?Этот спектакль рождался в рамках театральной лаборатории. Поэтому на тот момент ни о каком зрителе я вообще не думал. Лаборатория?–??это для режиссёра единственное место, где можно двигать театральное искусство вперёд. Это не та постановка, которая создаётся ради кассы и сборов. Продукт не на продажу. Хотя, я уверен, что он будет интересен для людей. Подростки увидят красивую мелодраматичную историю любви. Зритель постарше вникнет в глубинные мотивы спектакля. Каких-то опасений, что зритель что-то там не поймёт, у меня нет.

–?А для чего усложнять? Ведь вы заметили, что общество наше в последнее время предпочитает получать «лёгкое» искусство. То, где не нужно думать, анализировать, вникать.

–?Мне нравятся сложные конструкции. Меня не очень интересует мнение людей, которые чего-то не понимают, которые хотят более простого диалога. То, что сейчас общество предпочитает получать любую информацию, в том числе и от искусства дозировано, почти на бегу, в упрощённом варианте?–??факт непреложный. Я знаю, что это такое. В Нижнем Новгороде идут спектакли и часто на них приходят школьники, которые на протяжении всего действа не отрывают взгляда от своих телефонов и планшетов. Спасибо, хоть звук отключают. Ну что ж, таковы реалии, необходимо находить общий язык и с этой публикой.

За 2000 лет, что существует театральное искусство, что-то принципиально новое в этом жанре, конечно, выдумать нельзя. Разумеется, появляются современные приёмы. Использование различных мультимедийных приёмов. Та же видеопроекция на сцене. 20 лет назад такого было почти не встретить, а сейчас широко применяется.

Думающие люди всё равно остаются. И поддаваясь влиянию времени, «гнать» в театрах только ширпотреб, я считаю, неправильным.

Это постановка очень актуальна в наши дни. Во время Гражданской войны общество было раздираемо идейными и классовыми противоречиями. Сейчас в стране?–??похожая ситуация. Главную мысль, которую авторы спектакля хотят донести до зрителя, проста до банальности: «Каковы бы ни были политические, социальные или другие неурядицы в обществе, никогда не нужно забывать, что мы – люди. Что убивать и крушить всё на своём пути ради какой-то идеи неправильно. Что видеть врага в человеке инакомыслящем, наверное, ошибка. Недоброжелателей хватает извне, поэтому нам в своей стране нужно научиться жить в согласии».

comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg