Новости
4 октября 2017, 23:06

Прозвучал звонок весёлый в жёлто-красном сентябре

Отзвенел звонок, возвещающий о начале учебного года . В первых числах октября мы поздравим учителей с их праздником. Мы решили рассказать об учителях разных поколений с временным разрывом в полвека.

Молодость

Алексей Потёмкин. Педагогический стаж – 9 лет, преподаватель информатики школы №?6. В 2013-м стал победителем конкурса?–??«Учитель года». В 2014 году вошёл в тройку победителей.

–?Ваше представление о профессии педагог?

–?Мы живем на этой работе и этой работой, так что ни о какой объективности речи быть не может.

Виктор Петрович Астафьев оставил наказ будущим педагогам: «И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его...» Он был прав? Безусловно!

Пункт человеческий: «Умный товарищ?–??половина дороги». Когда коллектив сработан, есть «чувство локтя», коллеги друг другу помогают?–??работать одно удовольствие. В педагогике без чувства товарищества вообще никак. Если люди из школы бегут?–??значит, дело не в зарплате – в коллективе.

Пункт общественный: «Учитель лишь открывает двери, вы входите самостоятельно». В СМИ часто говорят: во всём педагоги виноваты. Поставьте себя на место педагога. У нас в школе проходил праздник песни и строя, и вот во время репетиции один из родителей вызвался с детьми пооттачивать строевой шаг. Через двадцать минут работы с третьеклассниками он их классному руководителю заявил, что, являясь руководителем отдела с более чем сотней сотрудников, с двадцаткой ребят справиться совершенно точно не может. Добавлю, что в этом классе дети вообще-то очень дисциплинированные.

Пункт финансовый: «На одну ставку есть нечего, на две?–??некогда». Владимир Владимирович Путин очень удивлялся, узнав от победителя Всероссийского конкурса «Учитель года-2016», что педагог, активный и неленивый, в школе на одну ставку получает не более 16 тыс. руб. Неактивный, соответственно, не более 13?14 тыс. руб. Почему-то в верхах власти бытует мнение, что учителя получают в разы больше.

Пункт личностный : «Не кривись, что яблочко кислое, пока сам его не вырастишь». Каждый педагог, проработавший хотя бы три года в школе, назовёт не менее дюжины причин, почему оттуда нужно уходить. Но сам продолжает работать. Нигде больше так не ощущаешь свою полезность, где вырастают и люди, и человечища, и есть возможность этот рост наблюдать.

–?Ученики, какие они?

–?Ученики всегда те же. А вот игрушки и привычки у них меняются. Думаю, нас ждёт ещё более горячая пора. Сейчас педагогике нужно привыкнуть к тому, что дети в большинстве своём перестали читать и размышлять. Какие сейчас возможности отдыха и как много семей вечерами читают, а не смотрят телевизор/компьютер/планшет/телефон? Ответ очевиден.

–?Ваше мнение о методах преподавания раньше и сейчас?

–?Ощущается смещение акцентов с образования «общего и единого для всех» на индивидуально-ориентированный подход. Сказать, что школа сейчас «подстраивается» под каждого ребёнка, ещё рано, но ориентир такой. Раньше говорили о норме, сейчас?–??о развитии одарённости. Честно скажу, не верю, что в классах по 25 человек когда-нибудь этот подход будет полностью реализован, мы же не в Кубе живём, где класс-комплект не может превышать 15 человек.

–?Вы пять лет проработали заместителем директора по воспитательной работе в начальных классах. Почувствовали разницу?

–?О, благодатный возраст! Но разницы между детьми в «началке» и вне я не делаю?–??это те же самые дети. Да, требуется больше внимания, уроки чётче и все действия более детализированы. С возрастом дети начинают понимать больше и с полуслова. Всегда склоняюсь перед педагогами начальных классов?–??они на одном и том же уроке оставят вдвое и втрое больше сил, чем учитель старшего звена.

–?По вашему мнению, изменилось отношение учеников к учителю?

–?Мы со своими учителями дружили, до сих пор иногда на чай в гости заходим, и общаемся. Сейчас дети замкнуты на себе. У них жизнь насыщенная, нужно всё успеть.

–?Что пожелаете своим коллегам в преддверии праздника?

–?Не забывать, кто мы, и находить всегда в своей работе удовольствие несмотря ни на что!

Опыт

Нелли Леонидовна Дрыгина. 82 года, ветеран педагогического труда. Проработала 43 года в школе №?8 учителем начальных классов.

–?Ваше представление о профессии «педагог»?

–?Педагог должен быть не только учителем, просветителем, но прежде всего психологом.

Моё детство пришлось на тяжёлое военное время. Чернила из свёклы и угольков, тетради из газет... Не было мук при выборе профессии. Сколько себя помню, всегда мечтала быть учителем.

–?Ученики, какими они были?

–?В мой первый день в классе 46 учеников. Одного мальчика привели из интерната, он забрался под учительский стол, и я только после уроков смогла его уговорить вылезти оттуда. Конечно, трудности были, дисциплину держала, никогда не позволяла себе срываться кричать, наказывать, оскорблять.

Я?горжусь своими учениками, помню их. Мой бывший ученик?–??Миша Борисов, шутник, балагур, сейчас?–?врач «Скорой помощи», и мне частенько приходится обращаться к нему за помощью. Ещё один ученик, Саша Шумченя, с непростым характером, попал в старших классах в колонию. Писал оттуда письма, я отвечала, поддерживала его. Помню Оксану Семко (теперь Зраева), такую маленькую, хрупкую, но сильную духом. Горжусь, что она стала хорошим учителем.

–?А сейчас?

–?Дети – разные. Ко мне приходят заниматься замечательные ребята, но встречаешь и такое. Бегу несколько лет назад в свой сад мимо одной из школ. Смотрю, совсем маленькие ребята курят. Я остановилась и замерла. Начала разговаривать с ними, но получила очень грубые, злые слова в ответ.

–?Какой тогда, в далёких 60-х, помните вашу школу?

–?Наша школа была переполненной, мест не хватало. Решался вопрос о третьей смене. Позже построили школу №?11 и нашу, 8-ю, немного разгрузили. Но меньше тридцати ребят в классах не было. Оснащение, конечно, было не такое, как сейчас. Готовясь к урокам, все недостающие пособия делали своими руками. Если говорить о зарплате, то она у учителей начальных классов была совсем крохотная, прожиточный минимум.

–?Мнение о методах преподавания раньше и сейчас?

–?Мы с моей подругой, тоже учительницей начальных классов, всегда старались придумать что-то интересное для своих ребят, делились друг с другом новыми мыслями, задумками, менялись классами на уроках, ставили ребят на место учителя. Сами старались совершенствоваться, повышать уровень своих знаний. Сейчас новые технологии, Интернет и методы преподавания, я думаю, в корне изменились.

–?Изменилось ли отношение учеников к учителю?

–?В то время профессия наша была очень уважаема. Но, как тогда, так и сейчас, всё зависит от самого учителя.

–?Чего не достаёт современной школе?

–?Домашней теплоты и душевности. Воспитательная работа у нас была на высоте. Конечно, компьютеры?–??это хорошо, и сотовый телефон удобно, но, к сожалению, теряется чисто человеческое общение. Сейчас дети душевно одиноки и найти эту ниточку связи с ними?–??задача каждого учителя.

–?По работе скучаете?

–?Мои бывшие ученики не дают мне скучать, приводят детей, внучат для подготовки к школе. Пока силы есть?–??у телевизора не сижу, отдаю знания детям, они мне продлевают жизнь. Разработала свою программу. Дети?–??это глоток свежего воздуха.

–?Что пожелаете своим коллегам в преддверии праздника?

–?Быть терпеливыми, чуткими, отдавать тепло своей души детям, и тогда обязательно будет ответная отдача.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg